Главная Содержание Годы и судьбы Фотоархив Ссылки

У истоков немецкой культуры в России

Немцы жили в России ещё задолго до планового переселения немецких крестьян. Уже в средние века купцы Немецкой Ганзы селились в Новгороде на севере России. Во времена правления Ивана Грозного (1533 - 1584) усиленно приглашались различные специалисты (ремесленники, строители, архитекторы, врачи, офицеры, служащие и другие). В Москве возникло целое предместье (Немецкая слобода), в котором Пётр Великий (1672 - 1725) охотно бывал в свои юные годы.

Пётр Великий, при котором начался процесс европеизации России, привлёк много немцев в своё окружение. Его последователи также поручали ответственные посты в дипломатии, управлении и в армии немцам. Достаточно лишь поближе ознакомиться с именами выдающихся лиц того времени, чтобы убедиться, что немцы участвовали решительно во всех сферах общественной жизни России. Но зачастую только их имена оставались немецкими. Лишь в таких больших городах как Москва, Петербург, Одесса существовали немецкие общины со своими собственными церквями и образцовыми школами. Совершенно иначе складывались обстоятельства в замкнутых поселениях в основном сельского характера.

Плановое поселение немцев при Екатерине Второй (1729 - 1796),
Павле Первом (1754 - 1801) и Александре Первом (1777 - 1825)

На широких просторах России имелось большое количество неиспользованных плодородных и незаселённых земель. Победоносные войны с Турцией в конце 18 века значительно расширили территорию России на юге Украины, где население было очень малочисленным. Чтобы освоить эти земли, Екатерина Вторая издала Манифест от 22 июля 1763 года, в котором иностранные граждане приглашались для поселения в Россию. Важнейшие положения этого Манифеста гласили:

Манифест
1. " Всем иностранцам дозволяем в Империю Нашу въезжать и селиться где кто пожелает, во всех Наших Губерниях".

2. " Всем прибывшим в Империю Нашу на поселение иметь свободное отправление веры по их уставам и обрядам беспрепятственно".

3. " Не должны таковые прибывшие из иностранных на поселение в Россию, никаких в казну Нашу податей платить, и никаких обыкновенных служеб служить". Кто селился в необжитых землях, освобождался от налогов на срок до 30 лет, в других областях - на срок от 5 до 10 лет.

4. " Поселившиеся в России иностранные, во все время пребывания своего, ни в военную, ниже в гражданскую службу против воли их определены не будут".

Решающее значение для будущего колонистов (так именовались поселенцы) имели дополнительные распоряжения по поводу землевладения и землепользования:

1. Все отведённые колонистам земли передавались им в неприкосновенное и наследуемое владение на вечные времена, но не как личная, а как общинная собственность каждой колонии.
2. Эти земли нельзя было ни продавать, ни передавать без ведома и согласия вышестоящего общинного управления.
3. Для расширения и улучшения своих хозяйств колонистам разрешалось приобретать земельные участки у частных лиц.
4. Выделенные государством земельные наделы наследовал обычно младший сын (минорат).

Далее колонистам предоставлялось право на общинное самоуправление. Они подчинялись непосредственно Престолу, а не внутреннему управлению Империи. Нельзя не упомянуть и заверение властей о том, что колонисты могли в любое время покинуть Царскую империю. В отличие от местных крестьян колонисты не были крепостными, они были свободны. Манифест Александра Первого от 20 февраля 1804 года особо выделял "поселенцев", которые могли служить образцом в крестьянском деле и в ремесле..., хороших землевладельцев, знавших толк в виноградарстве, в выращивании тутовника и других полезных растений или имевших опыт в скотоводстве, особенно в разведении овец улучшенных пород, - крестьян, обладающих необходимыми знаниями для рационального ведения хозяйства..." В так называемой Всемилостивейшей Привилегии Павла Первого от б сентября 1800 года меннонитам определялись дополнительные права (освобождение от военной и гражданской службы на все времена, освобождение от присяги перед судом, свобода ремесел и др.).

Причины эмиграции

Привилегии, обещанные царём, казались людям, жившим в нужде и лишениях, особенно привлекательными. Прежде всего это касалось земли Гессен и юго-западной части Германии. Причины эмиграции:

  • Семилетняя война,
  • война с Наполеоном,
  • иностранная оккупация,
  • политическое угнетение иностранными и собственными правителями,
  • солдатчина и подати (например: продажа солдат в Америку),
  • хозяйственная нужда, неурожаи, голодные годы (например: Вюртемберг 1816 год),
  • строгие, зачастую несправедливые методы управления,
  • ограничение свободы вероисповедания.

Центры эмиграции

Основными центрами эмиграции были следующие районы Германии:

  • из Данцига и Западной Пруссии шло переселение меннонитов (1789 -1804 годы), вместе с которыми селились также католики и лютеране (1823).
  • В 1815 /1818 годах в Бессарабию переселились колонисты из Польши, ранее эмигрировавшие сюда из Пруссии и Вюртемберга.
  • Из Гессена в 1763 - 1767 годах шла основная волна переселения на Волгу и позднее, в начале 19 века, в Причерноморье.

Но наиболее крупными эмиграционными районами были юго-запад и юг Германии: Вюртемберг, Баден, Пфальц, Эльзас, Прирейнские области Гессена и примыкающая к Втортембергу Баварская Швабия.

Пути переселения

Плановое заселение России немецкими крестьянами началось в 1763 году и длилось до 1842 года. Некоторые колонии закладывались вплоть до 1862 года. После Семилетней войны на основе Манифеста Екатерины началось массовое переселение немцев из Гессена, а также из Прирейнских областей и Вюртемберга в Россию.

Переселение немцев в Причерноморье и Поволжье в 18-х и 19-х веках

Трудный путь - тогда ещё не было железных дорог и пароходов - пролегал по суше до Любека, а затем по морю до Петербурга. Дальнейший путь оттуда проходил по суше через Москву, или водным путём по Волге до Саратова, где на замкнутой территории было заложено 104 поселения. Вторая большая эмиграционная волна шла из Данцига - Западная Пруссия в 1789 году, затем повторно в 1803 году. Это были меннониты. Их путь пролегал через Ригу в При Черноморе кие края, в Хортицу и на реку Молочная. В 1804 году и 1816/1817 годах до 1842 года шло наиболее интенсивное переселение немцев из Вюртемберга. Путь на этот раз проходил из города Ульма вниз по Дунаю, через Подолию на земли близ города Одессы, в Бессарабию, в Крым и на Южный Кавказ. Переселенцы из Пфальца, Эльзаса и северной части земли Баден прибыли в 1809/10 годах. Их дороги вели в основном через Польшу и Подолию на земли около Одессы (в Одесскую область), где возникло много больших католических сёл. Зачастую переселенцы давали своим колониям имена тех мест, которые они оставили на старой Родине (например: Штутгарт, Карлсруэ, Маннгейм, Зельц, Штрасбург, Тиге, Тигенхаген, Альтонау, Лихтенау, Орлофф, Базель, Дармштадт, Мариенталь, Розенберг, Рейнгардт). Всего в Черноморских областях, в Бессарабии и на Южном Кавказе была основана 181 материнская колония.

В 1763-1768 годах в Поволжье поселилось около 8000 семей общим числом в 27000 душ. На горной стороне (правый берег Волги) было основано 45 колоний и на луговой стороне (левый берег Волги) 59 колоний. Поселения были заложены строго по вероисповеданию:

  Евангелистическое вероисповедание Католическое вероисповедание
Горная сторона 31 14
Луговая сторона 35 24
Всего 66 38

Немцы Поволжья в своём большинстве являются выходцами из Гессена, но есть среди них и колонисты из Пфальца и Вюртемберга. Сельские поселения вокруг Петербурга и Беловежья (к северу от Киева), а также поселение Рибендорф, возникли почти одновременно с заселением Поволжья.

Волынские немцы являются в основном носителями нижненемецких диалектов и происходят в своём большинстве из северной части Германии - из районов Вислы и Померании. Есть среди них выходцы из центральной Германии, прошедшие через Силезию и Польшу, и южные немцы (швабы), переселившиеся в Россию через центральную часть Польши. По происхождению немцы Волыни являются северными немцами, по вероисповеданию - протестанты. В то время, как немцы в Поволжье и в Черноморских краях жили большими компактными селениями, волынские немцы в большинстве своём селились рассеянно, по хуторам. Это осложняло совместную общественную жизнь. В советское время на основе этих хуторов сформировались ценральные усадьбы колхозов. Первой большой группой, поселившейся в Черноморских краях, были меннониты из районов близ Данцига. После улучшения условий заселения в 1789 году они основали известный район Хортица южнее Екатеринославля (Днепропетровск). Вскоре после этого (1803 г. ) часть меннонитов из Хортицы вместе с вновь прибывшими из Данцига и Эльбингена поселились непосредственно в Таврии у реки Молочной. Здесь возникли самые крупные меннонитские селения - Гальбштадтский (или Молочанский) край. По указу Александра Первого от 20 февраля 1804 года в Германии вновь началась вербовка, но уже по строгим имущественным критериям. Требовалось наличие определённого имущественного ценза. Большой успех эта компания имела в юго-западной и южных областях Германии. В Херсонской и Ектеринославской губернях, в Бессарабии, в Крыму и на Южном Кавказе (1817) на выделенных землях были заложены большие замкнутые поселения немцев.

По вероисповеданию немецкое население Причерноморья состояло в 1914 году из следующих групп:

протестанты 246280, т.е. 45%
католики 195640, т.е. 35,8%
меннониты 104370, т.е. 19,2%

Кроме того существовали немецкие поселения на Кавказе, а также основанные позднее немецкие районы южнее Урала и в Западной Сибири. Городское население российских немцев охватывало 50 городов с долей немецкого населения от 500 до 5000 человек. В Одессе их было до 12000, в Москве до 20000 и в Петербурге до 42000 человек (данные 1905 года).

Основание дочерних колоний

Система наследования (младший сын наследовал усадьбу) , многодетность и привилегии при покупке земли вели к образованию многочисленных дочерних колоний, поначалу вблизи основной (материнской) колонии в Поволжье и Черноморских краях, а затем, к концу 19 века на Северном Кавказе, Урале, в Сибири, Казахстане и в Ценральной Азии. Последние поселения образовались ещё в 1927/28 годах на Амуре.

В Поволжье возникло 440, в Причерноморье около 1800, в Сибири 500 дочерних колоний. Всего из 304 основных (материнских) колоний образовалось 3232 дочерние колонии. В 1940 году существовало 3500 немецких селений (без Прибалтики!). Колонии строго делились по вероисповеданию на протестантов (43%), католиков (27%), баптистов (16%), меннонитов (8%) и др.(6%).
Многодетность немецких семей была одной из причин широкого расселения российских немцев. В то время, как в Европе рождаемость среди национальных меньшинств была ниже уровня рождаемости основного населения, у российских немцев эта цифра поднималась выше. На 1000 немецких жителей приходилось в европейской части России 43,8 (против 39,8 у русских), на Украине - 47,3 (против 40,3 у украинцев), на Волыни - 36 рождений. В Германии в это же время эта цифра была на уровне около 19. Среднее количество детей в семье перед 1918 годом составляло восемь человек.

Численность немецкой национальной группы возросла за 150 лет от первоначальных 100000 переселенцев до 1,7 миллионов (по данным переписи населения 1914 году), т.е. численность их увеличилась в 17 раз. У всех немцев в России со временем развилось чётко выраженное сознание Малой родины. В отличие от переселенцев в США или Канаде российские немцы не хотели растворяться в среде местного населения, так как они чувствовали себя носителями иной, более передовой культуры. И на новой родине переселенцы стремились оставаться немцами. Поэтому они с самого начала строго соблюдали свои религиозные обряды, берегли свой язык и свои национальные традиции (народные песни и народное творчество, музыку, национальные костюмы и обычаи), заботливо передавали их последующим поколениям. Это помогло им на протяжении более двух веков сохранить свою национальную самобытность и успешно противостоять ассимиляции.

Ландшафт в Черноморских и Приволжских областях

В трёх крупнейших областях поселения колонистов (в Поволжье, Причерноморье и на Волыни) характер ландшафта был различным. Волынь представляла собой большей частью слегка холмистый лесной массив. Это определяло вид строительства и характер посёлков (разбросанные селения, частые одиночные дворы-хутора, деревянные дома и постройки). Причерноморье же было равнинной безлесой степью, ставшей позднее пашней. Ничто не мешало взору при взгляде на широкие хлебные поля и выпасы, - ни горы, ни леса. Всюду виднелись пасущиеся и возвращающиеся вечером домой стада, работающие в поле крестьяне. Летом за движущимися повозками поднимались клубы пыли. Когда зной становился невозможным, колеблющийся воздух вызывал миражи, иногда возникали пылевые вихри. Нигде не было ни деревца, ни лесочка. Степь да степь, а после заселения и поднятия целины - пашни и хлебные нивы. Несколько иной характер носили природные условия в Приволжье, компактной немецкой колонии, которую русская река Волга делила на луговую (восточную) и горную (западную) стороны.

Сельское хозяйство

Культуру российских немцев в сельской местности определяли в большинстве крестьяне. Ремесленники и коммерсанты лишь в более позднее время поселились в колониях. С большим упорством приступили жители колоний к поднятию целины. Все приспособились к новым условиям и преодолели казавшиеся почти неразрешимыми трудности. Богатые гумусом чернозёмы на юге Украины давали хорошие урожаи. В Поволжье почвы были намного беднее и менее плодородны. В первую очередь сеяли пшеницу, ячмень, овёс и кукурузу. В некоторых областях (в Бессарабии, в Крыму и прежде всего на южном Кавказе) большую роль играло виноградарство. Немцы вывели также известную породу коров (немецкая красно-степная), которая пользовалась большим спросом. Некоторые морские порты, прежде всего Одесса на Черном море и Бердянск на Азовском море, были важными пунктами торговли зерном, которое поставлялось в основном немецкими крестьянами.

Землевладение

В экономическом отношении поселенцы испытывали большие трудности. Однако их трудолюбие, многодетность семей, бережливость, крестьянский навык привели к довольно быстрому подъёму уровня жизни, закладывались новые сёла, за счёт покупки дополнительных земель расширялись территории колоний. Тот факт, что немцы Причерноморья покупали больше земель по сравнению с немцами Поволжья, объясняется различиями в системе наследования. Немцы Поволжья каждые 5-7 лет перераспределяли общинные земли по количеству мужчин в семье, отдельная доля земли поэтому постепенно уменьшалась.

В Причерноморье же земельные наделы наследовались одним сыном и оставались неделимыми "хозяйствами". Поэтому для остальных сыновей возникала необходимость в покупке новых земельных участков, поскольку в каждой семье живо было стремление к крестьянскому труду. В то время как в Причерноморье для заселения было выделено 647000 десятин земли (1 десятина =1,093 га) и этот участок усилиями поселенцев увеличился к 1914 году на дополнительно 4,2 млн. десятин, соответствующие данные в Поволжье составляли 1,4 млн. и 2,5 млн. Обе эти группы, не учитывая других колоний, владели таким образом 8,747 млн. десятин, Если сюда добавить также земельные владения немцев в Сибири, на Волыни и в районе Петербурга, то мы получим 12,247 млн. десятин земли (без Прибалтики), что равно 13,386 млн. га (это больше государственной территории бывшей ГДР).

Промышленность

Ввиду значительного роста немецкого населения уже вскоре стала ощущаться нехватка земли, т.к. возможность покупки новых участков постепенно исчерпывалась. Появилась необходимость давать детям более высокий уровень образования, чтобы они могли стать врачами, учителями, священниками, в других случаях сыновьям давали ремесленнические профессии, или же они занимались торговлей, в приволжских районах, в городе Бальцере и в его округе возникла довольно значительная текстильная промышленность, в Катариненштадте (позднее Марксштадт) процветала металлообрабатывающая индустрия. На юге Украины крупными промышленными городами и центрами ремесла стали Одесса, Александровск, Пришиб, Хортица, Ной-Гальбштадт и Шпат. Здесь находились крупные промышленные предприятия с числом рабочих до 1000 человек. Немецкие "повозки колонистов" пользовались большим спросом у представителей всех соседних народностей. Возникли фабрики по производству плугов и других сельскохозяйственных орудий. Всеобщее распространение получила мукомольная промышленность. в каждом большом селении имелись одна или несколько мельниц. В некоторых немецких поселениях строились крупные мельницы, которые обеспечивали мукой обширные области и города. Многочисленные кирпичные заводы поставляли необходимый строительный материал.

Усадьба и село

В Поволжье строились большие сёла, часто напоминавшие города. Вдоль длинных улиц в ряд стояли дома. На Волыни селения были меньше, или же усадьбы располагались в лесах разрозненно. В Причерноморье, где в период закладки сел недостатка в земле не было, строили с размахом. Вдоль одной или нескольких длинных (1-3 км) и широких (30-80 м) улиц как по линейке тянулись чистые дома. По обеим сторонам от проезжей части пролегали пешеходные дорожки, окаймлённые рядом акаций. Уже при первичном замере наделов в центре села выделялся большой участок под будущую школу и церковь. Все усадьбы были одинаковы по величине: 40 м в ширину и 120 м в длину, так что план селения был равномерно расчерченным и напоминал шахматную доску. Поскольку все дома были одноэтажными, высокая колокольня церкви доминировала над селением. При закладке сёл немецким колонистам вменялось в обязанность высаживать деревья. Благодаря этому немецкие сёла стали выделяться в безлесой степи подобно оазисам. Весной селение утопало в цвету и благоухало ароматом мёда. Часто за густыми акациями не было видно домов.

В Причерноморье дворы отделялись от улицы и соседних домов стройной каменной оградой. Ворота и калитка зачастую украшались колоннами и арками и были пёстро разукрашены. Просторно и строго по плану закладывались постройки на территории усадьбы. На одной стороне стоял вытянутый дом, отделённый от уличной ограды небольшим цветником. Две квартиры с четырьмя комнатами давали кров семье отца и старшему женатому сыну. Под продолжением той же крыши располагались конюшня и коровник, затем следовал сарай для телег и хозяйственного инвентаря. Впереди, напротив главного здания, стояла "летняя кухня", где практически жили в летнее время. На заднем дворе располагалось большое гумно, а рядом высокие соломенные скирды и сушёный навоз - последний как необходимое из-за отсутствия дров и угля топливо. В Поволжье -за исключением меннонитских селений - обстояло иначе. Здесь жилой дом выходил одной стороной на улицу. Напротив, на другой стороне подворья, так же примыкая одной стороной к улице, располагалась летняя кухня или дом для младшего поколения. Помещения для скота отделяли переднюю часть двора от задней. Через отверстие в стене конюшни навоз выбрасывали на хозяйственный двор, где скапливалась навозная куча (но ни в коем случае не в переднюю часть двора!). Дома колонистов отличались чистотой и опрятностью. На Волыни здания строили из дерева, на Волге - рубленые или из камня, в Причерноморье - из известняка или песчаника. Постройки были хорошо отделаны и чисто выбелены. Побелка ограды, зачастую и дома, обновлялась ежегодно, чаще всего к Троице. Крышу покрывали в зависимости от места положения камышом, жестью или черепицей. Зачастую на крыше можно было увидеть год строительства дома. Наряду с замкнутыми поселениями существовало большое число хуторов, разбросанных по степи на большие расстояния.

Предприимчивые зажиточные крестьяне, которым становилось тесно в деревне, покупали землю у русских помещиков. Зачастую это были участки величиной от 200 до 800 га. Вокруг хозяйского дома тянулись пастбища, в отдалении начиналась пашня. Просторные жилища, множество помещений для скота и подсобных построек для крестьянского инвентаря и повозок были характерны для хозяйств такого типа.

В силу представленной колонистам коммунальной автономии они пользовались правом выбирать сельского и верховного старосту, которые были подотчётны собранию села или района. Губернские управления колонистов были подчинены не местным государственным властям, а Попечительскому Комитету в Одессе или Саратовской Попечительской Конторе, которые в свою очередь напрямую подчинялись правительству в Петербурге.

Церковная жизнь

Религиозная жизнь была у поселенцев очень активной, ведь многие эмигрировали по религиозным мотивам. Так как со стороны русского правительства обеспечивалась свобода вероисповедания, колонисты были готовы вносить большие суммы денег в качестве пожертвования на строительство церквей. Церкви строили собственными силами. В этом плане трудностей не возникало. Распределённый общиной церковный налог охотно вносился, а участие в стротельстве считалось почётным. В каждом среднем и большом селе имелась видная церковь со статной колокольней, устремляющейся ввысь над домами селян. Сад и ограда вокруг церкви содержались всегда в образцовом порядке.

Во всех церквях имелись органы, которые чаще всего были изготовлены в Германии. Особой популярностью пользовались органы фирмы "Валькер" у выходцев из Швабии. В малых селениях и у меннонитов стояли лишь молебные дома без колоколен. Одновременно они служили школами. Немецкие церкви во внешнем и внутреннем убранстве резко отличались от русских церквей. Церкви были гордостью селян, своим архитектурным стилем они напоминали оставленные на родине исторические образцы неоклассицизма 18 и 19 веков. Клирос чаще всего был обращен к востоку. Большим разнообразием отличались высоко поднимающиеся колокольни. Строительным материалом служили, в зависимости от наличия, либо дерево, либо ракушечник или же обожжённый на собственных заводах кирпич. Церкви в немецких селениях активно посещались. Из всей семьи оставался дома лишь один человек. Поэтому богослужения были всегда переполнены. Воскресный покой соблюдался образцовым образом. По воскресным дням не работали, даже при уборке урожая или во время молотьбы. Не только в каждом немецком поселении, но и почти во всех крупных городах России (Москве, Петербурге, Саратове, Одессе, Тифлисе, Баку, Омске и т.д.) имелись немецкие церкви. До 1905 года любая миссионерская деятельность немцев среди православных была строго запрещена.

Школьное дело

Вторым краеугольным камнем в сохранении самобытности немцев в России была школа. Так как при поселении немцев царское правительство в деле школьного образования предоставляло им полную свободу, колонисты стремились поднять образование на должный уровень. В каждом немецком селе была школа, преподавание велось на немецком языке вплоть до 1891 года. С этого времени началась русификация народного образования, школа всё чаше переводилась на русский язык.

Школьные здания, выстроенные в своём большинстве на общинные средства, свидетельствуют о стремлениях немецких колонистов к всеобщему школьному образованию. Великолепная архитектура многих школ говорила о зажиточности и высоком самосознании поселенцев. Безграмотных среди них не было. Вскоре возникла необходимость в учебных заведениях более высокой ступени. Это были центральные школы, готовящие учителей, сельских писарей, коммерсантов.

Большая роль отводилась в них немецкому языку и литературе, а также изучению русского языка, поскольку он был предписан официальными учреждениями. Центральные школы готовили кроме того и учителей религии, которые могли при необходимости заменить священника при богослужении, на крестинах или похоронах, так как на попечении пастора или священника находилось от 5 до 12 и более общин.

Центральные школы строились во многих колонистских сёлах.

Наряду с ними появились со временем (особенно после 1905 года) учительские и проповеднические семинарии, гимназии, торговые и сельскохозяйственные школы, а также учебные заведения для глухонемых. Получившие большое распространение женские школы своей программой соответствовали центральным школам. Большим авторитетом пользовались немецкие школы в городах Санкт-Петербург, Москва, Одесса. Русские и украинские дети также охотно посещали их.

Ограничения и отмена привилегий

В то время, как немцы в добром взаимопонимании жили со своими украинскими и русскими соседями, в кругах русского дворянства, среди политиков и интеллигенции второй половины 19 века, параллельно с панславизмом, стала возрастать неприязнь ко всему немецкому, в первую очередь к немцам в России. Их привилегии и хозяйственные успехи вызывали зависть, а их колонии воспринимались как инородное тело, таившее опасности в будущем (комплекс зависти и ненависти). Франко-Прусская война и образование Германской Империи послужили толчком к отмене в 1871 году данных при поселении "на вечные времена" прав и привилегий. В 1874 году на немцев была распространена всеобщая воинская повинность. Только меннонитам, придерживавшимся принципа безоружное т и, после долгих переговоров было разрешено заменять воинскую службу работой в лесничествах. Военнообязанные меннониты с большим размахом закладывали лесные массивы, лесопитомники и образцовые плодовые сады. Во время Первой мировой войны они служили санитарами.

Дальнейшая эмиграция в Америку

Но несмотря на это и среди меннонитов началась большая эмиграционная волна в Америку. Поначалу многие колонисты устремились в Сибирь, где царские законы исполнялись не с таким рвением. Но впоследствии они всё-таки направились в Америку. Их дороги пролегали через Маньчжурию и по длинному пути через Китайское Море, Индийский океан, Европу и Атлантику. До 1912 года в Северную и Южную Америку выехало около 300000 немцев. Новая эмиграционная волна началась после Брест-Литовского Мира 1918 года.

В дополнение к этому осенью 1929 года около 14000 немецких крестьян направились со своими семьями в Москву с целью выезда. После долгих переговоров Германия приняла примерно 5000 из них, но только для дальнейшего проезда в Америку. Остальные в нечеловеческих условиях и с применением жестого насилия были возвращены обратно. Для тех, кому удалось выехать, в Мёльне был организован пропускной лагерь, в котором беженцы нашли приют на несколько месяцев. Из-за чрезмерного физического и психического напряжения во время хлопот в Москве и Подмосковье некоторые из них не смогли пережить дальнейшего путешествия. Могила на кладбище в Мёльне ещё сегодня напоминает о том времени. В 1940 году в США жило приблизительно от 350000 до 400000 немцев из России, в Канаде - 200000, в Мексике - 30000, в Бразилии -250000, в Аргентине - 200000, в Парагвае - 4500 и в Уругвае -2500. К этому числу относятся немцы, переселившиеся в Америку в 20-х годах этого века. Это число могло составить приблизительно 150000-200000.

В Аргентине в 1978 году была организована "Асоциасион Аргентина де лос Волга", которая издаёт журнал "Ель Центарио". В США существует приблизительно уже 12 лет "Америкэн хисторикэл сосаити", и наряду с ним недавно организованное общество "Hope Дакота херитэдж сосаити", которое тоже состоит только из российских немцев.

Первая мировая война

Несмотря на то, что в царской армии служило около 300000 немцев, ненависть ко всему немецкому достигла нового апогея. В общественных местах не разрешалось говорить по-немецки, проповедь на немецком языке была запрещена, общественные собрания немцев (более 3-х человек) объявили нелегальными, и так далее. В Москве эта травля привела к немецкому погрому 27 Мая 1915 года. Особенно большим ударом были так называемые Законы о ликвидации землевладения и землепользования от 2 февраля и 13 декабря 1915 года.

Эти законы требовали экспроприации недвижимого имущества у всех немцев, живущих в полосе шириной 150 км восточнее западной границы России и у Чёрного моря и насильственного выселения немцев из этой зоны. Осуществить их удалось только на Волыни. Ровно 200000 полностью разорённых волынских немцев отправились в Сибирь. Многие из них погибли в пути, длившемся несколько месяцев.

Упомянутые законы должны были вступить в силу во всех областях до Урала. Из-за Февральской буржуазной революции 1917 года действием этих законов оказались охвачены "только" немцы Волыни.

Голодные годы, коллективизация и преследования

До 1942 года трудности немцев нельзя было сравнить даже с осложнившимися условиями жизни других национальных меньшинств на фоне общего обнищания. Преследования по отношению к немцам были жёстче. В 1921/24 годах и в 1932/33 годах впервые за всю историю среди российских немцев разразился голод. Смерть нанесла глубокие раны, унося жизни в первую очередь детей и мужчин. В результате Мировой войны. Гражданской войны и голода число немцев сократилось с 1.621.000 (1914 г.) до 1.238.500 (1924 г.). В ходе коллективизации и так называемого раскулачивания в 1929-1930 годах мужчины-колонисты в первую очередь были депортированы на Крайний Север и в Сибирь, откуда они ничего не могли сообщить о себе своим семьям. Особе но жестоко ударили по немцам массовые репрессии 1937-1938 годов. Количество арестов на каждое селение планировалось сверху, русские и украинские партийные работники предпочитали жертвовать гражданами немецкого происхождения, нежели своими земляками.

Немцы в среднем были более состоятельны и лучше образованы, чем местное население, что усугубляло преследования. У многих были родственники за границей (в Германии, США, Канаде). Иногда одно единственное письмо оттуда ("связь с заграницей", "шпионаж") становилось причиной ареста. Германская поддержка Франко во время Гражданской войны в Испании (1936-1939) содействовала дополнительным антинемецким настроениям в Советском Союзе. Есть сведения, что в некоторых местах проживания немецкого населения в 1937-38 годах было депортировано до 48% всех мужчин старше 20 лет. Безотцовщина среди немцев в то время превышала общий уровень соответствующих данных после Второй мировой войны. Последняя волна арестов и расстрелов среди немцев пришлась на первые месяцы после германского нападения (22.06.1941 г.) на СССР, когда первоначальные большие потери Красной Армии провоцировали поиск "виновных".

Редко кто возвращался из ссылки. В небольшом городке Копейске на Южном Урале, например, лишь трое из 132 арестованных вернулись домой. Для немецких детей здесь стало непривычным иметь в доме отца. В сёлах Грюнфельд и Бергталь (Киргизия), общим числом дворов 60, было арестовано более 40 мужчин старше 20 лет, на свободе осталось меньше двадцати. В посёлке Тельман (район Молотовобад Душанбинской области) с 58 дворами под арест ушли 29 мужчин (пятеро из них после начала войны) и 4 женщины. В 1942 году ещё 37 мужчин взяли в "Трудармию" на каторжные работы. Только 12 мужчин пережили военное время. Количество немецкого населения в обеих областях проживания резко сократилось. По данным переписи населения 1926 года в Поволжье проживало лишь 379.630 немцев против 650000 в 1914 году. Для Черноморья эти цифры составляли соответственно 355.000 и 650.000.

С введением колхозов, раскулачиванием и обобществлением земель в сёлах с прежде однородным (немецким) населением начался процесс смешивания наций. Изменился и внешний облик села. Снесены были животноводческие постройки, дома стали теснее. Появились длинные коровники и конюшни, принадлежавшие уже колхозу, а не отдельному крестьянину. Длинные и высокие соломенные скирды исчезли из крестьянских дворов.

Вместо красивых каменных зданий стали строить глиняные "мазанки", особенно по окраинам села. Каменные стены и ограждения, которые ранее так старательно обновлялись, пришли в негодность. Коллектив одержал верх над индивидуумом. От былого великолепия колонистских посёлков в едва узнаваемых деревнях не осталось и следа.

Культурная и административная автономия в период между войнами

После установления советской власти в России немецкое национальное меньшинство, несмотря на голод 1921 - 1924 годов, ещё раз пережило короткий, но бурный подъём. Уже в 1918 году была образована "Трудовая Коммуна Немцев Поволжья", которая в 1924 году была возведена в ранг "Автономной Социалистической Советской Республики Немцев Поволжья" (АССРНП). В 1924 году Съезд Советов принял Конституцию автономной республики.

Уже в первом десятилетии в Поволжской Республике с небывалым размахом началось развитие индустрии и механизации сельского хозяйства. По темпам внедрения современных методов производства Республика Немцев Поволжья занимала ведущее место в СССР. Из года в год повышалась урожайность полей.

Вместе с экономическим ростом и изменениями в структуре народного хозяйства республики начался и культурный подъём. Республика Немцев Поволжья, которую официальные публикации часто называли "сталинским цветущим садом", была первой советской республикой, ликвидировавшей неграмотность, в 1918-1919 годах здесь существовало 236 земских школ, а в 1921 году - 317 школ первой ступени и 23 школы второй ступени, кроме того ряд других учебных заведений. Здесь насчитывалось 11 техникумов, 5 высших учебных заведений, 3 рабочих факультета, 20 Домов культуры, существовали Немецкий Национальный и Детский театры. В республике издавалось более двадцати местных и пять областных газет. Только за период между 1933 и 1935 годом вышло 555 наименований немецких книг общим числом изданий около трёх миллионов экземпляров.

Республика обладала всеми признаками национального образования (две трети жителей были немцы), это был центр, где готовили специалистов для немецких национальных групп в других областях СССР. Повсюду в Советском Союзе, где были замкнутые немецкие поселения, за ними признавались права культурной и административной автономии (преподавание в школах на немецком языке, немецкий язык в органах управления и в судопроизводстве). В Российской Советской Федеративной Социалистической Республике (РСФСР) насчитывалось 6 немецких районов (округов) и 414 немецких школ. На Украине одно время существовало 9 немецких районов и 628 школ с преподаванием на немецком языке. Но уже к началу учебного года 1938/39 все школы за пределами территории Республики Немцев Поволжья были переведены на русский или украинский язык, а в 1939 году были упразднены немецкие районы. Ещё в 1929-31 годах были закрыты церкви, богослужения запрещены, а большинство священников и служителей церкви арестованы и сосланы. Немцы, таким образом, оказались лишёнными всех прав национальных меньшинств ещё до начала германо-советской войны, начало русификации было положено. Трудолюбие и достижения российских немцев были общепризнанными и упоминались с похвалой. Проблем в отношении добрососедства с другими национальными группами не было. Но положение немцев СССР радикальным образом изменилось после начала Второй мировой войны.

Вторая мировая война и трудармия

Вторая мировая война нанесла немецкому национальному меньшинству, как замкнутой группе, смертельный удар. Первыми "переселили" в Среднюю Азию 45000 крымских немцев - в кратчайшие сроки (начиная с июля 1941 года). 28 августа 1941 года Президиум Верховного Совета СССР издал Указ о "Выселении" немцев из Поволжья. В нём российские немцы обвинялись в активной поддержке германских войск. 340000 волжских немцев были размещены в вагоны для перевозки скота и в нечеловеческих условиях отправлены в Сибирь. Мужчин отделили от семей. Старики, дети и больные погибали. В октябре 1941 года последовало перемещение кавказских немцев, в марте 1942 года - немцев из Ленинграда. Всего было депортировано 800000 немцев, более 400000 уже находилось вольно или невольно в азиатской части СССР. Женщины и дети определялись на убоги& временные пристанища и были подчинены строгому надзору органов государственной безопасности (спецкомендатуры). Мужчины в возрасте от 15 до 60 лет и женщины, если у них не было детей до трёх лет, призывались в труд армию, где с ними обращались как с предателями родины.

"Трудармия" означает в дословном переводе "рабочая армия".

В действительности это были лагеря для принудительных работ, окружённые высоким колючим забором с вооружённой охраной. Условия, в которых должны были жить и работать трудармейцы, по жестокости не уступали образу жизни в колонии уголовников. По пути на работу их сопровождал солдатский конвой, имевший приказ стрелять при малейшем подозрении. В самом лагере царил произвол начальства. Слово "фриц" в значении "враг" или "фашист" было в обиходе не только у малообразованных подчинённых, но и у руководящего персонала на рабочем месте. В нищете, унижении, тесноте лагерей огромное число трудармейцев умерло от голода и отчаяния, холода и непосильной работы. Лагеря трудармейцев были упразднены лишь спустя годы после окончания войны.

Этой трагической судьбы удалось избежать на какое-то время той части немцев, которая в условиях быстрого продвижения германских войск попала под немецкую и румынскую оккупацию. В 1943-1944 годах 350000 немцев Причерноморья из областей между Днепром и Днестром было переселено в районы реки Варты, а оттуда частично в Германию. Почти все они добровольно приняли немецкое гражданство.

С вступлением Красной Армии в Германию 250000 российских немцев из Вартегау были депортированы в СССР, где из-за "измены социалистической родине" их приговорили к пожизненной ссылке и принудительным работам. К ним, как к "изменникам," относились ещё более сурово, чем к немцам, депортированным в 1941 году. Для них тоже была введена спецкомендатура, где они, как сосланные, должны были регулярно отмечаться. Коменданты пользовались правами, подобными помещичьим во времена крепостничества. За посещение соседнего села без разрешения коменданта давали десять дней ареста. Поездка за пределы области штрафовалась сроками тюремного заключения до 20 лет.

Женщины на лесоповале в тайге на Севере, женщины-работницы в шахтах Урала и на угольных разработках за Полярным Кругом, жалкие пайки хлеба в 300 г на день, умирающие от голода дети, жестокие морозы, голод, нищета, абсолютное отсутствие надежды на избавление и смерть как желанный спаситель - всё это в кратких чертах было судьбой российских немцев после Второй мировой войны. В этих условиях погибла значительная часть этого поколения немцев в России (около 300000).

Амнистия 1955 года

С 1945 года существование немцев в Советском Союзе замалчиволось. О них не писалось ни в газетах, ни в журналах, ни в книгах, не говорилось в выступлениях и радиопередачах. Не было переписки с родственниками на Западе. Только после визита канцлера Конрада Аденауэра в сентябре 1955 года и принятия дипломатических отношений между Москвой и Бонном был издан Указ Верховного Совета СССР от 13.12.1955 года "О снятии ограничений в правовом положении с немцев и членов их семей, находившихся на спецпоселении". Вскоре была упразднена позорная комендатура, но запрет на возвращение в родные места оставался в силе. Прежде всего не были восстановлены национальные права немцев в СССР. Они должны были дать подписку о невозращении на родину и о неимении претензий на конфискованное имущество.

200000 немцев обратилось с письменным прошением в Немецкое Посольство в Москве, но разрешения на выезд они не получили. Несмотря на это, амнистия облегчила судьбу немцев в Советском Союзе. Многие потянулись на юг, в тёплые края, после 10 -15 лет разлуки начались поиски родственников и знакомых в Союзе, а также через Красный Крест в Германии. Начали выходить немецкие газеты (1955 г.- на Алтае, 1957 г.- "Нойес Лебен" в Москве), радиопередачи (Москва - 1956 г., Казахстан - 1957 г., Киргизия - 1962 г.). В 1957 году был опубликован Указ о преподавании немецкого языка как родного (но только для Казахстана, в других республиках проживало свыше 1 млн. немцев). В 1957 году в Целинограде пастором Бахманом была зарегистрирована лютеранская община. Лютеране и меннониты установили первые контакты с братьями по вере на Западе, католики также стали объединяться. По переписи населения 1959 года в СССР насчитывалось 1615000 немцев, однако распределение их по республикам не разглашалось. Позднее стало известно, что в 1959 году проживало немцев: в РСФСР - 820000, в Казахстане - 648000, в Киргизии, Таджикистане и Узбекистане - 91000.

Частичная реабилитация 1964 года

Наступили шестидесятые годы и с ними так называемая "оттепель", которая вселила надежду многим людям в СССР, надежду, которая оказалась необоснованной, как выяснилось позднее. И для немцев, как казалось тогда, подул свежий ветер: 29.08.1964 года ( почти день в день через 23 года!) Президиум Верховного Совета СССР принял решение " Об отмене Указа Президиума Верховного Совета СССР от 28. августа 1941 года "О переселении немцев Поволжья" Это решение снимало с российских немцев позорное пятно измены: "Жизнь показала, что огульные обвинения были необоснованны и явились проявлением деспотизма в условиях сталинского культа личности". Однако эта реабилитация осталась формальностью. Когда на 20 Съезде КПСС 1956 года были исправлены допущенные ошибки по отношению к некоторым малым народностям, российских немцев обошли молчанием, их оправдание стояло только на бумаге. То малое, что было обещано в Указе 1964 года, на местах исполнялось либо с проволочками, либо неполностью, либо не исполнялось совсем. Требование немцев о восстановлении их автономной республики интерпретировалось как национализм. Политическая реабилитация поволжских немцев (и тем самым практически всех немцев в Советском Союзе) возможно была запланирована Хрущёвым как встречный жест по отношению к Федеративной Республике Германии. Её опубликовали в СССР лишь после его смещения ( в январе 1965). Российские немцы узнали о своей реабилитации из газеты " Нойес Дойчланд" (Восточный Берлин) и выразили протест, что Указ не был опубликован в советской прессе.

Борьба с русификацией

Было бы неверно считать, что немцы длительное время пассивно выжидали сложа руки, а затем вдруг, сломя голову, ринулись выезжать. Попытки противодействовать русификации предпринимались и раньше. После реабилитации 1964 года началось движение за восстановление немецкой автономии. Составлялись петиции советскому правительству, собирались подписи, отправлялись делегации в московский Кремль. Первая делегация численностью 13 человек, собрала в 1965 году 660 подписей с требованием автономии (что по мнению участников переговоров было недостаточным). Вторая делегация, выехавшая в советскую столицу лишь через полугодие, представила уже 4498 подписей. Она состояла из 35 членов, среди них немцы Поволжья, Причерноморья, Сибири, Казахстана, Средней Азии. Эта делегация представляла один миллион немцев. Среди требований было возвращение на Волгу, облегчение в сфере культуры, соответствующее представительство в Верховном Совете. Но и попытки третьей делегации немцев, которая была на приёме в Кремле в 1967 году, остались безрезультатными. Делегацию приняли, но требования остались невыполненными. Мнение Председателя Президиума Верховного Совета СССР А. Микояна, который принял делегацию немцев 7 июня 1965 года, было следующим: "...Мы не можем теперь восстановить республику. Это связано с большими трудностями... Нам нужны немцы на казахстанской целине, на угольных разработках Караганды... Не всё возможно исправить, что произошло в истории... Вы являетесь советскими гражданами, имеете право на газеты, школы... В данной ситуации мы не можем осуществить восстановление автономной республики, так как это связанно с огромными экономическими затратами, но в удовлетворении культурных потребностей мы пойдём вам навстречу..." Однако всё это осталось на уровне общих обещаний.

Немецкие школы, образование которых (в Казахстане) указом 1957 года при достаточном количестве школьников и "по желанию родителей" было одобрено, так и не были организованы. В городах имелись некоторые школы, где в одной или двух группах предлагалось преподавание немецкого языка как родного (2-3 часа в неделю помимо обычной программы обучения). Резкая нехватка преподавательского состава, учебных пособий приводили к тому, что зачастую немецкий язык как предмет был изъят из учебного плана. Молодые немецкие учителя, обученные для преподавания немецкого как родного, направлялись в русские школы преподавателями немецкого языка как иностранного. В связи с этим количество немецких детей, изучающих немецкий язык как родной, было с самого начала небольшим (из-за недостаточной мотивации). В последующие годы оно даже понизилось. По данным Министерства Народного Образования Казахской ССР в 1958 году насчитывалось 975 таких групп, охватывавших 16107 детей при 600000 немецкого населения в Казахстане того времени. Дети российских немцев говорили уже тогда на своём диалекте, который передавался родителями, если они вообще могли говорить по-немецки. Начиная с 1965 года в издательствах "Прогресс" (Москва) и "Казахстан" (Алма-Ата) вышло несколько десятков книг на немецком языке, которые с одной стороны не пользовались спросом по причине политизированного содержания, или же в других случаях очень быстро расходились из-за низкого тиража. Даже книги из ГДР имелись только в ограниченном количестве.

Ввоз печатных изданий из ФРГ был запрещён. Неудивительно поэтому, что даже "свои собственные" газеты: еженедельник "Нойес Лебен" (Москва), "Фройндшафт" (Целиноград) и "Роте Фане" (Славгород), были немцам недоступны для чтения. Но проблемы были не только языкового характера. Идеологически перегруженное содержание этих газет, которое было зачастую переводом из "Правды", так же не возбуждало большого интереса у немецкого населения. Хотя в определённом отношении эта литература была показательна: на страницах, посвящённых проблемам немцев, внимательный читатель просматривал потрясающее признание истинного положения "равноправных" немцев СССР: речь шла искючительно о колхозниках, доярках, трактористах, животноводах, очень редко о квалифицированных специалистах, ещё меньше - о людях с высшем образованием. Это было доказательством того, что несмотря на хвалёное равноправие, немцы СССР деградировали до народа, состящего исключительно из рабочих и крестьян. Лишь 3% немцев могли получить место в высшем учебном заведении. Под разными сомнительными предлогами юноши и девушки немецкого происхождения не зачислялись в ВУЗы.

70-е и 80-е годы

Несмотря на частичную реабилитацию 1964 года, немцы должны были оставаться в местах ссылки. Ещё в 80-е годы над ними давлело наследие германо-советской войны 1941-1945 годов. Им было нелегко отстаивать себя в стране, где слово "немец"- один из смягчённых вариантов пресловутого "проклятого немца"- стало воплощением зла и синонимом к слову "фашист". Поэтому тема немцев долгое время лишь краем затрагивалась в Советской публицистике. Газеты на немецком языке, как "Нойес Лебен" и "Фройндшафт" (сегодня "Дойче Альгемайне Цайтунг"), и немногие передачи на немецком языке по радио и телевидению не могли решиться критиковать политику государства и партии. На местах создавались значительные проблемы при регистрации немецких церковных общин. Выходивший два раза в год альманах "Хайматлихе вайтен", в содержании которого было собрание поэзии, прозы и публицистики российских немцев прекратил своё существование после нескольких лет. Созданный в 1981 году Немецкий Драматический Театр в Темиртау (ныне в Алматы) вынужден был постоянно бороться за своё существование. Преподавание родного языка было в застое или сводилось на нет из-за нехватки учителей и учебников.

Стремление к автономии после 1964 года не имело никакого успеха. Помощь из "братской" ГДР не ожидалась потому, что СЕПГ никакого интереса к российским немцам не проявляла, для неё речь могла идти только лишь о "советских гражданах немецкой национальности". Правительство ФРГ чувствовало себя на основе своей Конституции (статья 116) обязанным вступиться за российских немцев. Немецкий Бундестаг неоднократно призывал правительсто ФРГ к выполнению статьи 116, но у руководителей ФРГ были повязаны руки, потому что советское правительство расценивало каждую попытку помощи российским немцам как вмешательство во внутренние дела страны. Перемена наступила только осенью.1990 года с подписанием договора о добрососедских отношениях, партнерстве и совместной работе между ФРГ и СССР.

Так, низведённые до положения деклассированной группы на периферии советского общества, российские немцы видели только одну возможность выбраться из этого отчаянного положения - выезд в Германию, на историческую родину своих предков.

Воссоединение семей

За весь период с 1950 по 1957 годы только 3895 человек получили разрешение на выезд. В 1958-1959 году между Федеративной Республикой и СССР было заключено соглашение об объединении семей. Несмотря на это число разрешений росло медленно, а в отдельные периоды даже уменьшалось. Одновременно в Немецком Красном Кресте сотнями тысяч скапливались заявления на выезд. Кто получал разрешение, был непомерно счастлив, а многочисленные остающиеся в глубоком разочаровании одновременно радовались вместе с отъезжающими и немного завидовали им. Кто ещё знает сегодня, как это было тогда?! Для российских немцев Германия была "голубой мечтой".

Ради этой мечты они рисковали всем: профессией, будущим, здоровьем, материальным обеспечением, даже теми немногими свободами, которые приходились на их долю в условиях тоталитарного государственного режима. Ведь с момента официального заявления о желании выехать за границу для них начинались круги ада: увольнения, издевательства на работе и в школе, запрет на прописку в другом месте жительства, имущественный арест, обыски на дому, лишение свободы во время просительных хождений по инстанциям, - вот неполный перечень их унижений. Но ещё труднее была моральная сторона дела. Вокруг заявителя искусственно создавалась атмосфера всеобщего осуждения и отчуждения. Можно ли представить себе на свободном Западе те мучения, которые выпадали на долю человека, заклеймённого словом предатель только за то, что он хотел воспользоваться законным правом покинуть страну? Можно ли вообще в здешних условиях понять, как жил и что чувствовал российский немец, уже с 1956 года - 30 лет! - хлопотавший о выезде, истерзанный надеждами и отчаянием, отданный на произвол чиновников, как Иоганн Вагнер из молдавского города Тирасполь? Этот спокойный, молчаливый и трудолюбивый человек, глава большой семьи, был осуждён "за тунеядство" (!) из-за своих упорных хлопот о выезде, позднее его всё-таки освободили "за недостатком улик". Ровно 200 прошений отправил этот российский немец во всевозможные советские, германские, интернациональные инстанции и известным политикам - реакции не было.

Отказы, отказы, отказы... В большинстве случаев их даже не обосновывали. Люди оказывались безоружными перед ведомственным произволом, хотя они и ссылались на советские законы, Конституцию, Декларацию Прав Человека, Хельсинское Соглашение, на принятое в ООН, подписанное и ратифицированное Советским Союзом Международное Соглашение по гражданским правам человека. Возражения официальных представителей сводились к следующему: "Вы неверно понимаете эти документы", или: "И мы тоже читали эти документы, но ещё не получили соответствующих инструкций". В Киргизии дело доходило до курьёзов: один работник ОВИРа, некто Садыков, обосновал свой отказ гражданину Вибе словами: "Вам отказали в выезде, так как в Германии рвутся к власти фашисты(?!)".

Антон Фейнингер из молдавского города Бендеры получил в Кишинёве следующий ответ: "В том, что Вам отказали, виноват канцлер Шмидт". Но чаще ответ был ясным и прямолинейным: "Решение принимаем мы. Если захотим, то мы вас выпустим, если нет, то вы останетесь здесь!" Самая ходовая формулировка гласила: "Вы самостоятельная семья и экономически не зависите от своих родных в ФРГ. А в Германии у Вас отдалённые родственники, поэтому Вы не подпадаете под рубрику "объединение семей". При таком взгляде на вещи вообще не могло быть речи об объединении семей.

Притчей во языцях стало пресловутое "объединение семей по-советски", которое не подчинялось никакому здравому смыслу. "Кто" с "кем" находился в родстве решали местные власти по своему усмотрению - общих правил не существовало. Так некоторые братья и сестры (зачастую из одной семьи) попадали под рубрику "отдалённые родственники", в других случаях та же степень родства интерпретировалась как "близкие родственники", соответственно этому принимались решения. Таких расхождений было немало.

Вот лишь некоторые примеры:

Вследствие войны Алойс Штейерт в 1944 году был разлучён со своей семьёй - женой и четырьмя детьми. Лишь в 1976 году удалось живущему с конца войны в Германии Штейерту соединиться со своей семьёй -...но без детей. Сын Пётр Штейерт сказал по этому поводу: "Эти отказы ОВИРа необъяснимы, здесь же явное объединение семьи. Я вырос без отца и хотел бы, наконец, узнать, что это значит - иметь отца. Почему мне отказывают в этом праве?"

Фрау Цильке вынуждена была оставить двух детей из десятерых при выезде в 1978 году. В одном из своих прошений мать пишет: "После длительных усилий мы получили наконец в 1978 году разрешение на выезд для всех членов семьи, но к тому времени нашего сына Виктора призвали в армию, а дочь Ольга вышла замуж. Когда они обратились в паспортный стол города Токмак в Киргизии, чтобы получить и для её мужа разрешение на выезд, ей сказали: "Разведись с мужем, и ты можешь ехать!" Ольге Зейдель пришлось остаться в Киргизии с надеждой, что в будущем она сможет выехать по вызову родителей. Но вопрос Виктора Цильке и Ольги Зейдель, произволом властей разлучённых с родителями, так и не решился.

Издевательства властей иногда доходили до гротеска. Формуляры для заявлений на выезд выдавались в ограниченном количестве и в строго определённое время. Например, можно было получить формуляр только в присутствии своего начальника по работе. А вот Ольга Брейткройц была домашней хозяйкой и у нее не было вышестоящего начальника, таким образом она не имела права получить формуляры и подать заявление на выезд.

Некоторые отваживались протестовать открыто. 31 марта 1980 года группа демонстрантов на Красной Площади в Москве вышла с лозунгами, требующими выезда за границу. Милиция их арестовала, иностранная пресса их заметила, но положение не изменилось. Перемены наступили лишь после принятия Закона о въезде и о выезде от 1 января 1987 года. Хотя в рамках объединения семей право на выезд имели только родственники первой степени, практика обработки заявлений стала более либеральной.

Современные области расселения

Села с исключительно немецким населением, как это было до войны, сегодня в европейской части СНГ больше не существуют. Из этих мест немцев сослали в отдаленные области за Уралом. Хотя там еще существует несколько замкнутых районов поселений (Омск, Алтай, Барнаул, Киргизия), большинство сел разбросано сегодня в Казахстане, Средней Азии и по Сибири среди русских, узбеков, туркменов, таджиков и других народов. Согласно переписи населения 1989 года в бывшем Советском Союзе жило около 2 млн. немцев. В действительности это число может быть значительно больше, так как в то время было еще рискованно признать себя немцем.

Это в первую очередь касается смешанных браков. В течение последних двух десятилетий началась медленная миграция семей или малых групп в республики западнее Урала, где поселилось приблизительно 120000-150000 немцев. Остальные по-прежнему живут в местах изгнания. Из-за изменения политического положения в Средней Азии после распада СССР те немцы, которые не хотят переселиться в Германию, переезжают во вновь созданные немецкие национальные районы на Алтае и в Азово. По данным конца 1993 года это было около 170000 человек. Эта миграция по-видиму продолжается.

Стремление к восстановлению автономии

В компактных немецких поселениях до войны существовало национальное самоуправление: Немецкая республика на Волге, 16 национальных районов, 500 Советов с собственным языком управления, судопроизводства и обучения. Районы и Советы за пределами АССР немцев Поволжья были ликвидированны ещё в 1939 году. Республика Немцев Поволжья прекратила своё существование в 1941 году.

После того, как все усилия по восстановлению собственной государственности в годы после реабилитации 1964 года оказались бесплодными, надежды немцев всё более рассеивались и целью всё чаще становился выезд в Германию. Но Советское правительство проводило по отношению к немцам политику жёстких ограничений и лишь в редких случаях давало разрешение на выезд (самое малое количество разрешений было выдано в 1985 году - 460 за весь год) . Поэтому дискуссии об автономии оживились лишь с началом процесса демократизации во второй половине 80-х годов. Чтобы придать своим требованиям больший вес, немцы объединились в три общественные организации:

  • Межгосударственное объединение немцев бывшего СССР - "Видергебурт" (сокращённо МОН);
  • Международный союз российских немцев (МСРН);
  • Международный союз немецкой культуры (МСНК).

Под руководством организации "Видергебурт" , выросшей в крупнейшее объединение российских немцев со 170000 членами, в 1991-93 годах состоялось три съезда российских немцев, в которых приняли участие почти по 1000 делегатов изо всех районов Советского Союза (СНГ). Был создан Межгосударственный Совет российских немцев (МГСН), состоящий из 108 членов и защищающий интересы всех немцев в СНГ. После длительного поиска общей концепции все три организации в настоящее время ставят себе в широком плане общие цели - восстановление республики в Поволжье и основание немецких районов в местах компактного проживания немцев.

На третьем Конгрессе в феврале 1993 было принято решение провести общенациональный референдум и избрать Фолькстаг (предварительный Народный парламент российских немцев). В итоге можно назвать некоторые успехи в вопросах автономии. Были образованы немецкие национальные районы Гальбштадт на Алтае и Азово в Омской области.

Президент России Борис Ельцин дал указание образовать немецкий национальный район и немецкий национальный округ в Саратовской и Волгоградской областях. Но границы их не обозначены, соответствующие решения не приняты. Всё остаётся на уровне обещаний.

Правительство Германии поддерживает российских немцев в их стремлении к восстановлению автономии. В июле 1992 года был подписан совместный протокол между Россией и Германией о поэтапном (4-5 лет) восстановлении Республики на Волге. На недавно образованные комиссии (Германо-Российскую и Германо-Украинскую) возложено решение всех вопросов по проблемам российских немцев, им содействуют общественные организации российских немцев. В результате совещаний в последнее время определены регионы, развитие которых решено поддерживать в первую очередь: области на Волге, в Западной Сибири и на юге Украины. Германская сторона требует продолжить образование немецких национальных районов. И неизвестно, сократится ли число немцев, которые предпочитают выехать в Германию, пока не будет восстановлена Немецкая республика как культурный центр всех немцев России.

Сегодняшнее положение

Хотя повсюду на территории бывшего Советского Союза знания о российских немцах ужасающе скудны, мы не можем больше говорить о дискриминации со стороны властей (за редкими исключениями). На местах дают ещё знать о себе старые предубеждения по отношению к немцам со стороны других национальных групп. Но официально их призывают оставаться в местах теперешнего проживания и щедрыми обещаниями приглашают селиться в других республиках, областях и городах. Как правило, при этом ожидается финансовая помощь Германии.

Однако эмиграция не уменьшается, и на то есть различные причины. Процесс демократизации в республиках СНГ протекает медленно. До сих пор нет узаконенной правовой гарантии на восстановление собственной государственности. Из-за многолетней дискриминации и преследования российские немцы очень недоверчиво относятся ко всем обещаниям со стороны государства. Последние события в Москве и Российской Федерации пробудили новые опасения. К этому присоединяется страх перед распространяющимся по всему миру исламским фундаментализмом, несущим с собой гражданские войны, как в Таджикистане. Политическая нестабильность в республиках СНГ и ужесточающийся национальный эгоизм вызывают дополнительные опасения за будущее. Возведение в центрально-азиатских республиках языка коренной нации в ранг государственного принесло новые заботы: чтобы обеспечить своё будущее все теперь должны наряду с русским учить государственный язык. Немецкий язык как родной ещё больше отодвигается тем самым на второй план.

К тому же ассимиляция развивается с нарастающим темпом: если по переписи населения 1926 года 95% всех российских немцев родным языком считали немецкий, то в последующем отмечается неуклонное снижение этого числа: 1959 г. - 75%, 1970 г. - 67,8%, 1979 г. - 57%, 1989 г. - 48,7%. Сегодня спустя пять лет эти цифры, вероятно, ещё более понизились. Это можно объяснить тем, что и в настоящее время нет немецких школ в том виде, какими они были до войны. Предметное преподавание на немецком языке, во многом обязанное энтузиазму отдельных учителей, ведётся только в немногих школах, да и здесь лишь в младших классах.

Преподавание немецкого языка как родного находится также в неудовлетворительном состоянии: отсутствуют соответственно подготовленные учителя, долгосрочные учебные планы, учебники и учебные пособия. Немецкий язык как иностранный не может восполнить этот пробел, т.к. в большинстве школ в качестве иностранного предлагается только английский язык. Да и немецкий язык как иностранный не может быть приравнен к преподаванию немецкого языка как родного. Поскольку с 1938/41 гг. не существует более немецких школ, российский немец пенсионного возраста, уже не мог, например, получить систематического образования на своём языке. Однако во многих семьях говорят по-немецки, чаще на диалекте, если родители или деды ещё смогли его передать. Вот почему немцы СНГ озабочены возрождением и сохранением своих национальных традиций. Свои планы на будущее, свои надежды они связывают с помощью из Германии, или выбирают выезд из страны.

Правительство ФРГ и шефствующая над российскими немцами земля Баден- Вюртемберг пытаются тем, кто желает остаться, оказывать разностороннюю помощь, гарантирующую будущность национального меньшинства. Министерство внутренних дел, прежде всего Уполномоченный правительства по делам переселенцев, и Министерство иностранных дел выделяют миллионы на преподавание немецкого языка как родного в детских садах и школах, командируя воспитательниц, учителей и методистов и приобретая учебники и школьные принадлежности. Эффективная помощь оказывается немецким культурным центрам для их основания, оборудования, содержания. Поддерживается создание новых поселений: Немецкие районы Азово и Гальбштадт получают ассигнования для организации их управленческого аппарата и развития инфраструктуры. Сюда направляются специалисты - консультанты. Несмотря на это сохраняются большие нехватки.

Российские немцы с благодарностью принимают эту помощь. Можно ли таким путём снизить число выезжающих? Ответ будет зависеть от дальнейшего политического и экономического развития республик СНГ.

В западносибирском Омске снова звонят колокола

Первая в России заново построенная лютеранская церковь освящена для 160000 немцев из 82 "глубоко религиозных общин"

Ганновер, 7 ноября. Первая новостройка евангельско-лютеранской церкви на территории бывшего Советского Союза стоит на берегу Иртыша в миллионном городе Омске. Для 160000 немцев, проживающих в регионе, расположенном в 2700 км восточнее Москвы, она -свидетельство того, что у них здесь есть будущее. Эту надежду разделяют Министерство внутренних дел и Уполномоченный по делам переселенцев доктор Ваффеншмидт, финансируя Общинный центр стоимостью 4,3 млн. немецких марок. Десятую часть расходов несёт Евангелическая церковь Германии.

В День Реформации ещё недостроенная Омская церковь была освящена в присутствии Ганноверского Епископа Гиршлера. Отлитые в сверхурочные часы в гессенской литейной колокола были доставлены в последний момент и своим звоном возвестили освящение. Об этом волнующем событии Гиршлер сделал сообщение в конце недели в Ганновере. Инициативу строительства взял в свои руки в 1989 г. Омский Суперинтендент Шнайдер, после того как прежний молебный дом был определён городом к сносу. В контактах с ганноверской церковной организацией возник проект, имеющий притягательное влияние не только для 82 лютеранских общин Омской области, но и для всей разбросанной по Сибири диаспоры. Под руководством ганноверского генерального архитектора Элгети строительный план был осуществлён местным подрядчиком, рабочими которого были в основном российские немцы. Наряду с церковью, вмещающей 700 верующих, в состав комплекса входят учебные помещения для подготовки проповедников, общинная гостиница на 40 мест, две квартиры и четыре аппартамента для гостей.

Гиршлер с признательностью говорил о поддержке города Омска, предоставившего немецкой общине привлекательное место для строительств в центре города. Трудностью для россиян оказалась непривычность строения из опорных деревянных конструкций и кирпича. Поэтому окончательная сдача объекта может быть празднично отмечена только летом 1994 года. Деревни в Омской области были частично заселены немцами уже 100 лет назад. Позднее, в ходе неоднократных репрессий к ним присоединялись насильственно переселённые. Тысячи из них умерли голодной смертью или были расстреляны. По словам Гиршлера среди немцев во времена преследования сформировалась своеобразная религиозность, воплощающая их чувство общности и являющаяся для многих существенной причиной не покидать Сибирь. Он высказался в поддержку этой привязанности. Для этого оставшимся должна быть дана гарантия, что они могут в любое время переселиться в Германию, если их существование на теперешней родине будет под угрозой. Гиршлер подчеркнул большое значение работы церкви с молодёжью. Эта деятельность до последнего времени была строго запрещена и нуждается в значительном развитии.

От выезда к интеграции

В ходе "перестройки" и "гласности" для правительства бывшего СССР под давлением мировой общественности стало невозможным дальнейшее несоблюдение принятых обязательств по международным соглашениям о защите прав человека. Это положительно сказалось на судьбе в первую очередь тех российских немцев, которые уже долгие годы хлопотали о выезде. После вступления в силу 1 января 1987 года "Закона о въезде и выезде" практика выдачи разрешений на выезд шаг за шагом облегчалась. Число переселенцев постепенно росло: 1987 г. - 14488, 1988 г. - 47572, 1989 г. - 98134, 1990 г. - 147950, 1991 г. - 147320, 1992 г. - 195576, в 1993 году число выезжающих по всем прогнозам составит 200000 человек. Правовая сторона принятия немцев в Германии регулируется рядом законов. Первоначально при этом руководствовались статьёй 116.1 Основного закона ФРГ и Федеральным законом об изгнанных и беженцах от 1953 года. С ростом числа переселенцев до сотен тысяч человек стали постепенно вводиться общие ограничения и сокращения материальной помощи переселенцам. Так, например, желающие выехать могут подать теперь своё заявление только в стране постоянного проживания и по прибытии они имеют право выбирать место жительства в Германии лишь при наличии определённых условий. Вступивший в силу в 1993 году Закон о ликвидации последствий войны наряду с отменой и ограничением некоторых прав и материальной помощи установил число ежегодно принимаемых переселенцев ( около 225000 в год). Сокращения и ущемления больно ударили по названной группе. Переселенцы вынуждены теперь считаться с этими жёсткими мерами, против которых "Землячество" возражало ещё на стадии обсуждения Закона. Справедливости ради надо сказать, что этот закон внёс ясность во многих отношениях. Проживающие ныне в СНГ российские немцы (около 2 млн. человек) теперь могут быть уверены, что их право на возвращение в Германию гарантируется в будущем. Условия их принятия сформулированы однозначно. Кроме того, дискуссии в стране по поводу условий въезда переселенцев утратили свою остроту и актуальность.

Переселенцы из СНГ приезжают в Германию с большими надеждами. Они безмерно счастливы ступить на немецкую землю после того, как десятилетиями могли лишь мечтать о возвращении на родину предков. Решение оставить родных, знакомых, друзей по работе, многолетним упорным трудом нажитое состояние - дом, обстановку, машину - даётся очень трудно. Но они идут на это, чтобы чувствовать себя свободными немцами среди немцев, дать возможность своим детям обучаться в немецких школах, жить в безопасности и мире, создавая новое будущее для себя и своих семей. Для этого они хотят работать и найти своё место в новых условиях жизни. Они хотят как можно быстрее стать полноценными гражданами Германии, стремятся к скорейшей интеграции, но противятся нетерпеливо подталкиваемому забвению своей самобытности, осознавая себя отдельной национальной группой с трудной судьбой. Российские немцы не ищут привилегий, они желают лишь признания своеобразия своей культуры. Процесс слияния требует времени, интеграция должна расти постепенно. Это относится в первую очередь к среднему и старшему поколению, молодёжи в этом плане легче. Нельзя ожидать от переселенцев немедленных перемен в характере поведения, эти изменения наступят лишь к концу интеграционного процесса.

Российские немцы имеют собственные представления о культурных ценностях, которые им хочется сохранить. В годы преследования и депортации их вера в Высшую справедливость давала им опору и вселяла надежду. Особенно старшее поколение, на долю которого выпали большие испытания, и сегодня очень религиозно. Сильное чувство принадлежности к семье, приверженность к старым обычаям и привычкам, готовность помочь соседям, непритязательность, трудолюбие и старательность являются основными этническими чертами, которые корнями уходят вглубь истории общегерманской культуры. Сохранённые на протяжении веков особенности этой группы обогащают многообразие немецкой культуры: давно уже забытые культурные ценности - обычаи, песни, диалекты-воскрешаются в народной памяти.

Нельзя оставить без внимания и тот факт, что российские немцы миролюбивы и долго жили в хорошем взаимопонимании .с другими народами. Наученные горьким опытом жизни при большевистской диктатуре, они отвергают любой политический радикализм, будь он слева или справа. Они несомненно имеют все предпосылки для выполнения посреднической роли в отношениях с русскими, украинцами, казахами и другими народами СНГ.

Кроме этого нельзя не упомянуть, что переселяющиеся российские немцы сулят Германии экономическую выгоду. Если, например, среди местного населения группа лиц в возрасте до 20 лет составляет 21,55%, а люди старше 65 лет - 14,99%, то среди российских немцев эти данные соответственно составляют 37,94% и 6,81%. Тем самым переселенцы обеспечивают выплату пенсий в будущем. Большая потребность в товарах у переселенцев, прибывающих зачастую с одним лишь чемоданом, активизирует товарооборот в местах поселения. Российские немцы, таким образом, не только берут, но и дают. Они не хотят жалости и подаяний, но они благодарны за любую помощь.

Горько слышать, когда открыто или за глаза распространяют слухи, будто переселенцы "экономические беженцы" и что они получают "пенсии за наш счёт". Каждый знает, что пенсии выплачиваются из поступающих сегодня отчислений в социальное страхование, в том числе и из взносов, заработанных уже трудоустроенными переселенцами. Удручает и тот факт, что иногда на переселенцев возлагают ответственность за недостаток жилья и рабочих мест. Ведь они довольствуются небольшими квартирами и счастливы найти любую работу, даже и ниже своего профессионального уровня. В первую очередь они рады тому, что находятся наконец в Германии. Особенно болезненно реагируют переселенцы на замечание, что они не немцы, поскольку даже не знают языка. Ведь во времена самых жестоких преследований и национальной дискриминации они никогда не отказывались от своей национальной принадлежности. А недостаточное знание языка объясняется отсутствием немецких школ после 1938/41 годов.

Несмотря на участливое отношение к переселенцам со стороны церкви, благотворительных обществ и многочисленных граждан, упомянутые и подобные им недоразумения отягощают отношения между "местными" и переселенцами, уже насчитывающими в Германии 1 млн. жителей. Эти недоразумения во многом объясняются распространнённым незнанием истории и судьбы российских немцев, той единственной немецкой национальной группы, которая была изгнанной и десятилетиями бесправной.

Федеральное правительство своими мероприятиями и финансовой поддержкой соответствующих проектов предпринимает усилия для устранения этих недостатков. Также значительны заслуги Церкви -в просветительской работе и в распространении знаний. Можно было бы только пожелать, чтобы проблематика российских немцев нашла большее отражение в учебных планах и мероприятиях школ, народных университетов, высших школ, средств массовой информации, в публикациях и действиях профсоюзов и союзов предпринимателей, общественных организаций, коммун.

В общем и целом нужно довести до сознания населения, что российские немцы ещё сегодня страдают от последствий изгнания и дискриминации, в которых сами они не повинны. Германия даёт российским немцам покровительство и защиту, т.к. история этой этнической группы является частью немецкой истории.

Землячество и Совет по культуре немцев из России

Во время войны в областях, прилегающих к р. Варте, и к западу от этой территории было расселено 350000 российских немцев. 250000 из них пережили впоследствии ужасы "репатриации". Но довольно большому числу беженцев (100000) удалось спастись на территории западных оккупационных зон. Однако и там с ведома, по соглашению и с помощью союзных войск советские коммиссариаты по "репатриации" охотились за ними. С 1945 по 1950 годы около 30000 российских немцев выехало из Западной Германии в США (большинство), Канаду, Южную Америку и Австралию, боясь насильственного переселения в СССР. Те немногие российские немцы, которые несмотря на страх перед репрессиями союзных войск остались в Германии (70000 человек), создали своё самостоятельное представительство, которое по причинам безопасности и по политическим соображениям получило название "Комитет переселенцев с Востока" и было основано под покровительством церквей. Инициаторами образования нового общества выступили Суперинтендент Иоганнес Шлойнинг, пастор Генрих Рёммих, доктор Карл Штумпп, доктор Готлиб Лейбранд и профессор доктор Беньямин Унру. В 1950 году произошло переименование организации в "Землячество немцев из России".

"Землячество" (зарегистрированное общество с центром в Штутгарте) получило за эти годы всеобщее признание. Оно объединяет как активистов, работающих на общественных началах, так и небольшую группу постоянных штатных работников. "Землячество" оказывает значительную финансовую поддержку общественной работе в земельных, местных и районных группах (общим числом более ста). Оно посвящает себя вопросам материальной помощи переселенцам, их культурной и общественной интеграции в ФРГ. Среди задач организации - ознакомление приезжающих с новой для них социальной средой, разъяснительная работа среди вновь прибывших, обеспечение их правовой помощью. Общество содействует изучению истории, культуры, актуальной ситуации немецкого меньшинства в СНГ и распространяет результаты своих исследований среди представителей общественности (через средства массовой информации, в кругу политических деятелей, учёных, среди общественных организаций). Этому служат ежемесячный журнал "Фольк ауф дем вег" и многочисленные публикации. В целях исследования истории немцев из России, для сохранения и передачи их культурного наследия в 1981 году был организован Совет по культуре немцев из России, который также ставит перед собой общественно-полезные цели. Его работа тесно связана с деятельностью "Землячества".

"Землячество" и "Совет по культуре" представляют также интересы немцев, живущих в СНГ, и поддерживают их борьбу за собственную государственность.

Они выступают за осуществление национальных прав немцев в СНГ, свободный выезд из СНГ, неограниченный въезд в ФРГ. Оба общества придерживаются принципа:

    Кто не хочет или не может переселиться, тот должен получить помощь в поиске надёжной перспективы на будущее. Но для того, кто стремится выехать из СНГ, ворота в Германию должны остаться открытыми!

    Адрес:
    Землячество немцев из России
    Совет по культуре немцев из России

    Райтельсбергштрассе 49
    70188 Штутгарт
    Тел. 0711/16659-0
    Телефакс 0711/2864413
Главная Содержание Годы и судьбы Фотоархив Ссылки
Используются технологии uCoz